Архитектуру БКЛ метро представят на фестивале «Зодчество»
Экспозиция, посвященная Большой кольцевой линии (БКЛ) метро, будет представлена на фестивале «Зодчество», сообщила председатель Москомархитектуры Юлиана Княжевская.
«Опыт строительства БКЛ убедительно демонстрирует, что «типовые» проекты могут иметь уникальный облик. В архитектуре новых станций соединяются богатая история города, дух старого метрополитена и ультрасовременная урбанистическая архитектура. И все же главная «визитная карточка» самой протяженной линии столичного метро – это мастерство эклектики. Архитекторы смело смешивали стили, фактуры и эпохи: тяжелые чугунные тюбинги здесь обрамлены белоснежным фарфором, ткацкий станок пронизан неоново-голубым светом, хай-тек соседствует с монументальным романским стилем, на панно с защитниками Древней Руси можно полюбоваться сквозь иллюминаторы, а мозаичные речные жители плавают недалеко от «затонувших сокровищ» – комсомольского значка и монет СССР. И важно, что БКЛ в полной мере дышит духом нового времени», – сказала Юлиана Княжевская.
Инфраструктурно БКЛ является важнейшим узлом в системе мультимодального городского транспорта: она имеет 47 пересадок, в том числе на 11 линий метро, три – на Московское центральное кольцо (МЦК), 18 – на МЦД и 13 – на линии железной дороги.
Благодаря этому до 25% снизилась нагрузка на радиальные линии метро и Кольцевую. Удобство пересадок и сокращение времени в пути подтолкнули часть автомобилистов отказаться от личного транспорта в пользу общественного, в результате от 5 до 15% уменьшилась загрузка МКАД, ТТК и вылетных магистралей.
БКЛ – это еще и целая веха в развитии транспортной архитектуры столицы, в этом проект наследует традиции первых линий метрополитена.
«Я воспринимаю наше метро с его 14 линиями и 250 станциями как одно сооружение, которое строится уже 85 лет и будет строиться дальше. Так веками создавались некоторые соборы, в архитектуре которых нашли отражение стилевые предпочтения разных времен. Московское метро – это такой мегапроект, позволяющий путешествовать во времени, этим оно всегда и привлекало. В оформлении станций БКЛ мы старались сохранить эту уникальность: все проекты – разные, яркие, запоминающиеся, достаточно просто выглянуть из прибывающего на станцию поезда и сразу понять, где ты находишься», – отметил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.
На проекты ряда станций БКЛ были проведены архитектурные конкурсы. Благодаря им несколько молодых проектных команд смогли реализовать свои свежие замыслы, а московская подземка пополнилась коллекцией оригинальных и новаторских решений. Среди них «Марьина роща», «Кунцевская», «Терехово», «Мневники», «Нагатинский затон» и др.
В них были переосмыслены характерные приемы оформления классических станций с их величественными пилонадами и расширяющими подземное пространство порталами. Но к мрамору и гранитному камню добавился облицовочный бетон и современные композитные материалы (из которых, например, выполнены бесшовные зеркальные шары павильона «Марьиной рощи»).
И даже традиционная смальта, использованная художником Дейнекой в оформлении «Маяковской», авторами «Нагатинского затона» была прочитана современным языком.
Представляемая на «Зодчестве» экспозиция «БКЛ. Пространство новых возможностей» (стенд Москомархитектуры) познакомит с основными вехами и ключевыми принципами проекта. Разработанная бюро KRNV ARCHITECTS инсталляция цитирует узнаваемые морфотипы метро: тоннели, арки, своды, вестибюли, а также подробно рассказывает о каждой из 31 станции Большой кольцевой.
БКЛ – огромный творческий вызов, с которым нынешнее архитектурное поколение справилось достойно, показав, что и в XXI веке московское метро остается самобытным и неповторимым явлением мировой архитектуры.